Версия для слабовидящих

Республиканская школа искусств

Мурада Кажлаева

ГБУ ДО РД "Республиканская школа искусств М.Кажлаева для особо одаренных детей"

День пианиста

     В учебном процессе Республиканской школы искусств Мурада Кажлаева для особо одарённых детей большое внимание уделяется внеклассной просветительской работе и мероприятиям по повышению квалификации педагогов. В данном направлении школа активно сотрудничает с Дагестанской государственной филармонией, совместно с которой проводятся мастер-классы известных исполнителей, посетить которые могут все желающие.

     В день 8 ноября, который по международному календарю является Днём пианиста, в концертном зале школы состоялся мастер-класс лауреата международных конкурсов, преподавателя Ростовской государственной консерватории им.С.Рахманинова Рустама Акифовича Мурадова, который прибыл в Дагестан по приглашению Даггосфилармонии для участия в Форуме современной музыки «Творческие пересечения».

     В программе мастер-класса приняли участие ученик 6 класса школы Кажлаева   Магомедханов Мустафа (преп. Салихова Д.М.) с пьесой Метнера «Канцона – серенада», учащаяся 5 класса ДШИ   №1 г.Махачкалы   Нурмагомедова Сафия (преп.Р.А.Магомедова), представившая 1ч. Концерта для ф-но с оркестром Ре-мажор Гайдна, учащаяся 8 класса ДШИ г.Каспийска Ибрагимова Бесханум (преп. Нурмагомедова М.Р.) с прелюдией соль-минор С.Рахманинова, и ученица 5 класса махачкалинской ДШИ №5 Мустафаева Муслимат (преп. Османова С.О), которая исполнила Экспромт Шуберта.

     Отметив хороший уровень подготовки учащихся, Рустам Акифович провёл кропотливую работу с каждым юным пианистом, уделив внимание не только исполнительским задачам в каждом произведении, но и такому важному аспекту, как формирование технических навыков фортепианного исполнительства (правильность и естественность посадки, владение кистью, освоение сложных пальцевых комбинаций). Эти навыки призваны помочь в достижении главной исполнительской задачи - донести содержание произведения во всем богатстве заложенных в нем выразительных средств и смыслов.

     Так в работе над пьесой Метнера «Серенада-Канцона» маэстро обратил внимание ученика на жанровую и стилевую специфику этого произведения эпохи романтизма – его вокальную природу, которая требует от исполнителя чуткого ощущения и правильного воспроизведения мелодических линий и подголосков с детализацией интонаций в каждом слое фактуры, необходимость распевности и динамического развития в движении аккордовых вертикалей, дающих насыщенность общего звучания.

    В мастер-классе над концертом Гайдна Рустам Акифович информировал присутствующих о текстовых неточностях в имеющемся издании, и рекомендовал приобрести точный авторский вариант. Работа с ученицей, начавшаяся с коррекции посадки, включала отработку технических приёмов и правильности звукоизвлечения, достижение ритмической точности и баланса звучания в партиях обеих рук. Особое внимание было уделено исполнительской задаче в разделе каденции.

    Как известно, исполнение Прелюдии соль-минор С.Рахманинова требует от молодого пианиста продвинутого уровня владения инструментом. Маэстро объяснил специфику ряда технических приёмов в этом произведении, и провёл работу по достижению ученицей чистоты исполнения сложной аккордовой фактуры, звукового баланса и ритмической четкости,   осознанию смыслового движения фраз и мелодии целом, а также правильной педализации.

    В работе над «Экспромтом» Шуберта маэстро отметил необходимость внимательного отношения к стилевым особенностям музыкальных произведений и важности правильного воспроизведения замысла автора. В ходе мастер-класса с ученицей была произведена проработка чистоты и точности ритмических и гармонических деталей, сложных пассажей и динамической нюансировки.

    По завершении мастер-класса присутствующие педагоги и участники выразили сердечную признательность и большую благодарность Мураду Акифовичу за   предоставленный урок мастерства и ценный опыт работы.

вернуться к списку