История школы
Открытие школы искусств для одаренных детей в Дагестане неразрывно связанно с именем композитора и дирижера, народного артиста СССР Мурада Кажлаева, своевременно осознавшего необходимость создания такой специальной музыкальной школы, основное предназначение которой обучение музыкально одаренных детей. Учебные планы школы Кажлаева представляют собой авторские образовательные программы повышенного уровня сложности, которые способствуют раннему профессиональному самоопределению и развитию одаренных музыкантов.
Являясь художественным руководителем и директором школы, Мурад Магомедович Кажлаев собрал высококвалифицированный педагогический коллектив, основная деятельность которого - выявление и развитие одаренных детей. В штате школы работают ведущие педагоги-музыканты республики (32). Необходимо отметить, что разный уровень одаренности наших детей требует от педагогического состава школы высокого и универсального уровня профессионализма преподавателя: преподавателя-наставника, преподавателя-тьютора, преподавателя-исследователя, преподавателя-консультанта. Учитывая, что одаренность ребенка, лишь констатация его внутренних особенностей, в Школе Кажлаева созданы специальные условия для проявления этой одаренности.
Основными задачами Школы Кажлаева является - Обеспечение качественного классического и инновационного образования в сфере музыкального искусства создание необходимых условий для личностного развития одаренных детей, реализации их потенциала, культивирование одаренности и таланта, создание необходимых условий социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения, для достижения высоких результатов.
Наличие высококлассного здания и оборудования, правильное размещение классов по акустике и свету, просторные концертный и балетный залы, все эти необходимые условия в Школе Кажлаева для обучения одаренных детей. В арсенале школы все необходимые музыкальные инструменты. При школе открыт музей музыкальной культуры Дагестана, который способствует развитию эстетического вкуса учащихся.
В школе ведётся обучение по специальностям: фортепиано, хоровое пение, ударные инструменты, гитара, флейта, скрипка, вокал, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, хореография. Кроме этого детям предлагаются такие предметы как: «Ритмика», «Оркестр», «Английский язык». С 1 класса дети посещают предмет «Слушание музыки», с 3 класса изучают «Историю музыки», а с 6 класса — «Дагестанскую музыку».
Также при школе работает класс раннего эстетического развития, куда принимают детей с возраста 4,5 лет. Учебный план класса раннего эстетического развития рассчитан на плавный переход ребенка из этого класса в школу, на отделение к которому он имеет большую склонность. В классе раннего эстетического развития работают общие, музыкальные и художественные группы. Занятия проводят педагоги ритмики, музыки, изобразительного искусства и иностранного языка.
Прием
Вступительные испытания в Школу М. Кажлаева проходят на конкурсной основе. Приемная комиссия работает с 20 мая по 10 июня каждого года. При необходимости проводится дополнительный набор в августе каждого года. Списки абитуриентов составляются в течение текущего учебного года. Подавшие заявку приглашаются для прохождения вступительного испытания на заявленное отделение.
В классе раннего эстетического развития вступительные испытания (переход из младшей группы в школу) проходит в конце учебного года.
Испытания на музыкальные и хореографическое отделение проводятся в стандартной форме: вступительная беседа, исполнение песни, проверка мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, ритма.
Критериями оценки, кроме выраженных музыкальных, или танцевальных способностей является коммуникабельность, общее интеллектуальное развитие ребенка, способность концентрироваться на решении поставленной задачи.
На испытаниях отделения изобразительного и декоративно-прикладного искусства ребенку необходимо выполнить два творческих задания.
1. Нарисовать любимую сказку, или нарисовать праздник, радость, и т.д., комиссия определяет умение работать с цветом, общий уровень интеллектуального развития.
2. Нарисовать предложенные геометрические фигуры.
Сведения о поступлении обрабатываются и вывешиваются для общего обозрения на следующий день после вступительного испытания.
Вступительные испытания в класс раннего эстетического развития проводятся в форме занятий, так как малыши не всегда могут в полной мере проявить себя при индивидуальном опросе. Составляется группа из 8-10 детей от 4,5 лет. Занятия проводят четыре педагога: педагог музыки, изобразительного искусства, английского языка и ритмики. Каждое занятие длится 30 минут. По итогам занятий педагоги коллегиально принимают решение о зачислении ребенка в класс раннего эстетического развития. Критерием оценки малыша, кроме музыкальных, танцевальных или художественных способностей также является его работоспособность, социальная адаптивность к детскому коллективу.
Сведения о поступлении обрабатываются и вывешиваются для общего обозрения на следующий день после вступительного испытания.