Мурад Кажлаев
Памяти Маэстро посвящается
23 декабря исполняется год со дня ухода из жизни Мурада Магомедовича Кажлаева. Великий маэстро дагестанской музыки, выдающийся представителя дагестанской и российской культуры, наш старший современник, чей талант и трудовой вклад признаны национальным духовным достоянием столетия, стал для нас личностью истории.
Его жизнь была насыщена творчеством, разносторонней профессиональной и общественной деятельностью, совместной работой с выдающимися творческими людьми и музыкальными коллективами страны, знаменитыми музыкантами мира. Но где бы ни находился Мурад Кажлаев, связь с Дагестаном он не терял никогда. Яркий представитель азербайджанской композиторской школы, чьё имя является гордостью Бакинской консерватории, Мурад Кажлаев был одним из основоположников современного музыкального искусства Дагестана и известным композитором в масштабе всей огромной страны. Его произведения для симфонического оркестра и театра, инструментальные, вокальные и джазовые сочинения, музыка к кинофильмам многие годы были популярны, звучали со сцен концертных залов и всесоюзного радио, были изданы в многочисленных тиражах грампластинок и дисков.
Щедро одарённый от природы, выросший в атмосфере большого города, в просвещённой и уважаемой семье, талантливый воспитанник Бакинской консерватории уже в студенческие годы заявил о себе как о перспективной творческой личности. Затем, начав свою самостоятельную профессиональную биографию в Дагестане – родовой земле его отца, Мурад Кажлаев прошёл жизненный путь незаурядного человека, поднявшись на вершину творческого и общественного признания. Он был удостоен многих государственных и международных наград, высшего советского звания Народный артист СССР, и будучи уже патриархом дагестанской культуры, стал Героем труда России.
Мурад Кажлаев обладал не только музыкальным талантом. Он несомненно, являлся личностью разноплановой, обладающей артистическим и художественным дарованием, но вместе это был человек удивительно рациональный, организованный, чётко осознающий целесообразность действий, потребностей настоящего времени и перспективы. Его светлому, жизнеутверждающему творчеству, полному красочного многообразия звуковой палитры, тонкого ощущения эпохи и национального колорита, всегда присуще богатство романтического лиризма. Но этот «полёт чувств и эмоций» в музыке удивительно контрастировал с его обликом в реальной жизни, когда требовалось решение практических задач. Тогда «мягкий» с виду интеллигент превращался в неумолимого лидера без всяких сантиментов, умеющего убеждать людей и успешно руководить, держать коллектив в «железной» дисциплине и добиваться поставленных целей. Привыкший жить в постоянном рабочем ритме, Мурад Магомедович оставался человеком действия практически до последних лет, даже в почтенном возрасте продолжая реализовывать новые идеи и проекты.
Рассматривая этапы жизненного пути маэстро, убеждаешься в том, что именно Мурад Кажлаев успешно продолжил то, чему посвятил свою жизнь Готфрид Алиевич Гасанов, заложивший основу всего профессионального музыкального искусства нашей республики. Именно с напутствия Готфрида Алиевича, большого друга семьи Кажлаевых, началась дагестанская биография юного Мурада: его вступление ещё студентом в Союз композиторов Дагестана, затем переезд в республику и педагогическая работа в музыкальном училище г.Махачкалы, открытие для себя сокровищ национального музыкального наследия, совместная работа с коллегами по творчеству, и новые высоты профессионализма, которые смогла осилить только молодость с её энергией, оптимизмом и безоглядным упорством в достижении цели.
Легко представить, что педагогическое поприще для молодого человека, выросшего в круговороте столичной жизни Азербайджана, было делом скучноватым. Выручало «погружение» в композицию, но и тут очевидным становилось отсутствие должных возможностей исполнительства, которые надо было как-то решать. И не удивительно, что «сдвинуть камень с места» удалось именно ему, молодому человеку, чьё имя и фамилия уже имели высокую репутацию в нужных кругах. Через всю свою жизнь Мурад Магомедович пронёс благодарную память о Шахрудине Магомедовиче Шамхалове – заместителе Председателя Совета министров ДАССР периода 50-х годов, который делал всё возможное для развития культуры и поддержки талантливых кадров. Так, именно молодой Кажлаев, уже имеющий связи в московской музыкальной богеме, стал инициатором создания в Дагестане симфонического оркестра, Обосновав перед руководством республики идею необходимости оркестра и добившись её воплощения в 1957 году, Мурад Кажлаев возглавил его как руководитель и дирижёр. Сложнейшей задачей было не только заполучить финансирование оркестра, но и собственно, «творчески вырастить» его из музыкантов-любителей, подготовить первые концертные программы, и наконец, впервые в истории показать это академическое искусство жителям Дагестана. Так началась ещё одна профессиональная стезя Мурада Кажлаева, получившего в консерватории образование не только пианиста и композитора, но и дирижёра. Его не остановило ни отсутствие подготовленных кадров (возьмём и научим любителей!), ни проблемы с материальной базой (уговорим руководство!), ни организация концертных выступлений (привлечём кого надо!). Дебют дагестанского симфонического оркестра с классической программой на сцене стал важнейшим событием культурной жизни республики. Но этого неугомонному Кажлаеву было мало: всем составом оркестра он успешно провёл гастроли-фестиваль «По горным дорогам» в высокогорных дагестанских сёлах, и этот «подвиг» повторить не смог уже никто.
О том, как работал Кажлаев с аудиторией, с какой благодарностью относился к нему зритель, свидетельствуют фотографии прошлых лет: искренний восторг и радость на лицах людей - самая честная оценка труда артиста!
Значение этого оркестра для развития дагестанской культурной среды оказалось исключительно важным. Именно отсюда берёт начало развитие дагестанского оркестрового исполнительства, освоение крупных жанров композиторами и создание республиканского фонда их радиозаписей, и в целом, широкая просветительская работа в области музыкальной культуры. Вместе с тем, академически образованный Мурад Кажлаев был самородком в области джаза, и наперекор всем идеологическим запретам сумел внести выразительные возможности этого направления в дагестанскую музыкальную жизнь. Созданный при его содействии в 1965 году вокально-инструментальный ансамбль «Гуниб» стал вехой рождения дагестанской музыкальной эстрады, а репертуар коллектива - национальной вокальной классикой.
Замечательной частью музыкального наследия маэстро стала его работа в кино. Именно через музыку к кинофильмам и сотрудничество с оркестром Всесоюзного радио и телевидения началось признание молодого композитора в кругу столичных коллег. Уже будучи обладателем престижных международных премий в области композиции, Мурад Кажлаев был принят в Союз композиторов России, обрёл известность и авторитет, впоследствии став также членом Союза кинематографистов СССР. А в дагестанском культурном фонде появились замечательные художественные и документальные киноленты, где музыка Мурада Кажлаева стала ещё одной самобытной гранью национального .композиторского мастерства.
Непревзойдённым шедевром всей дагестанской культуры остаётся написанный Мурадом Кажлаевым первый национальный классический балет «Горянка», поставленный на сцене Академического Ленинградского (ныне Мариинского) театра оперы и балета им.С.М.Кирова, Сложившаяся в советское время практика постановок лучших произведений композиторов из регионов в столичных театрах давала национальным культурам огромный стимул творческого развития, и в то же время, способствовала известности их достижений на всесоюзном уровне. Так свершилось уникальное историческое событие - постановка первого национального балета силами лучших творческих сил страны. «Горянка», удостоенная, в 1970 году Государственной премии имени М.Глинки, обрела долгую сценическую жизнь, была поставлена в Болгарии и Узбекистане, в концертном исполнении звучала в США, а сейчас продолжает жить в репертуаре Дагестанского театра оперы и балета. Но есть ещё один нюанс в истории этого произведения - подготовительная работа к самой постановке балета и её дагестанской премьеры в 1968г., где не обошлось без организационных талантов Мурада Магомедовича. В ходе работы над спектаклем балетмейстеру-постановщику Олегу Виноградову было необходимо «погружение» в мир образов и характеров персонажей, знакомство с неведомым ранее Дагестаном и миром горского быта. Совместная работа с композитором, визит в республику, встречи с Расулом Гамзатовым и непосредственные выезды по достопримечательностям республики помогли Виноградову не только в хореографическом решении, но и художественном оформлении спектакля, поскольку Олег Михайлович сам рисовал эскизы костюмов и сценографию. И конечно, грандиозным событием дагестанской культурной жизни стал показ ленинградского спектакля «Горянка» в г.Махачкале, когда классический балет впервые «ступил» на дагестанскую сцену, да ещё в составе ведущего театра страны! Это был подлинный триумф талантливого творчества - его создателей и исполнителей!
Прошло почти полвека, и «Горянка» обрела новую жизнь уже «на родине», в самом Дагестане: с неё началась работа Дагестанского театра оперы и балета, репертуар которого со временем пополнился новыми театральными произведениями Мурада Кажлаева. И здесь, на примере «Горянки», пережившей две постановки - экспериментальная версия хореографа Мусы Оздоева и новый вариант классического «большого» балета Олега Виноградова - стало очевидно, что это произведение не теряет своих выразительных возможностей и актуальности, оно востребовано и интересно зрителю самых разных поколений. И конечно, хочется напомнить ещё один факт из ряда «невозможное возможно», связанный с Мурадом Магомедовичем – его идею создания в 2020 году нового спектакля с приглашением спустя пятьдесят лет Олега Виноградова в Дагестан. Это предложение маэстро повергало в шок кого угодно: казалось нереальным даже намекнуть балетмейстеру мирового класса о работе в провинциальном театре, не располагающем крепкой профессиональной труппой! Но эту задачу композитор благополучно решил сам, подключив все необходимые государственные структуры и кадры. Олег Михайлович принял предложение давнего коллеги и друга, осуществил новую постановку, и одновременно капитально поработал с артистами, шлифуя элементы классического танца до максимально возможного приемлемого результата.
Закономерно, что произведения Мурада Кажлаева с их яркой мелодичностью, богатством образов и красочной театральностью стали «визитной карточкой» Дагестанского театра оперы и балета. Две версии «Горянки», музыкальная комедия «Валида», балет «Любовь моя, печаль моя» и хореографическая драма «Шамиль» вошли в постоянный репертуар как образцы дагестанского национального искусства. Последней театральной работой на музыку Мурада Магомедовича стала шоу-балет в стиле ретро «Вернисаж» в постановке главного балетмейстера театра Мусы Оздоева. В основу спектакля легла фабула из жизни самого маэстро, изложенная через эстрадные сочинения 50-70-х годов, которые не теряют своего обаяния до настоящих дней. История Маэстро и его верной спутницы Музы предстаёт в виде оживших воспоминаний и впечатлений, где реальность и фантазия воплотились в музыкальные картины вернисажа.
Данная работа имела для Мурада Магомедовича особый смысл – тяжелейшим испытанием для него стала утрата самого дорогого человека – супруги Валиды Исламовны, которая всегда была его любовью, опорой и. вдохновением. Ей же он посвятил свой последний труд – сборник очерков «Воспоминания», где наряду с событиями личной жизни, с благодарностью рассказал об эпохе и людях, которыми по праву может гордиться Дагестан.
Трудно поверить, но всё это маэстро реализовывал в уже преклонном возрасте! Впрочем, деятельная натура Мурада Кажлаева, не перестававшая «кипеть» и на девятом десятке лет, находила себе применение в самых разных направлениях. Это было восстановление утраченной партитуры его первого крупного сочинения «Симфоническая поэма «Памяти героев-панфиловцев», которую в Дагестане впервые исполнили 2020 году на юбилей Победы, а также работа над переложениями своих сочинений для их новых изданий. Здесь было чему поражаться! Невзирая на проблемы со зрением, вооружившись лупой, патриарх корпел над нотами, скрупулёзно проверяя все строчки сборников и партитур, исправлял ошибки и писал комментарии. Все, кому довелось наблюдать этот процесс, не переставали поражаться памяти маэстро, до последних лет сохранившей такой невероятный объём звукового и знакового материала! Эти издания стали не только подарком Мурада Магомедовича музыкальной педагогике Дагестана, Его авторский педагогический репертуар стал известен и востребован в музыкальных учебных учреждениях по всей России.
И безусловно, бесценным вкладом Мурада Магомедовича в культуру Дагестана является Республиканская школа искусств для особо одарённых детей, созданная в 2008 году. Как и в истории с симфоническим оркестром, школа появилась благодаря инициативе и авторитету маэстро, и поддержке со стороны Президента Дагестана Муху Гимбатовича Алиева. Новая школа, где удачно совместились высокий стандарт обучения и прекрасно оснащённая материальная база, стала главным центром предпрофессиональной подготовки юных музыкантов республики. Именно здесь, при содействии известных бизнесменов, которых также привлёк Мурад Магомедович, был собран самый лучший в республике высококлассный фонд музыкальных инструментов. Здесь же маэстро воплотил ещё одну свою идею – «Музей музыкальной культуры Дагестана», где собраны исторические материалы, архивные фотографии, национальные инструменты и артефакты творчества дагестанских композиторов и музыкантов. В этом музее постоянно проводятся концерты, лекции и мастер-классы, посетить которые могут все желающие.
Мурад Магомедович прожил большую и плодотворную жизнь. И оглядываясь на пройденный путь, он не скрывал своей душевной боли за своё состояние старого человека, одиночество и новую реальность ХХI столетия, остро диссонирующую с его системой ценностей. Он угасал, теряя силы, и торопился сделать последнее – оставить память о себе, но уже не творчеством (ведь он стал классиком ещё в молодые годы!), а в материальной реальности, как о человеке, жизнь которого берёт начало в родовых истоках, формируется в познании мира, работе, событиях и встречах, наполняется впечатлениями и опытом на всех этапах своего земного пути. Последним «проектом» Мурада Магомедовича была организация посвящённой ему постоянной экспозиции в Национальном музее им. А.Тахо-Годи. Он сам выбирал предметы, отдал собственный рояль и постоянно держал связь с работниками музея, контролируя процесс как привык это делать всегда. Он сам присутствовал на открытии экспозиции, и это был последний официальный выход маэстро в общественное пространство.
Наш современник, значение личности которого стоит в одном ряду с Расулом Гамзатовым, оставил потомкам замечательное наследие – не только яркое самобытное творчество, наполненное красотой и радостью жизни, высоким чувством и полётом мечты, но и свои знания, мастерство и опыт, воплощённые в практических свершениях.
Великий сын Дагестана, Народный артист СССР и Герой труда России Мурад Кажлаев взошёл на вершину избранных – тех, чьи имена навсегда хранит история и благодарная память поколений.
КАЖЛАЕВ МУРАД МАГОМЕДОВИЧ
Народный артист СССР, композитор, дирижёр, пианист и педагог, профессор, Академик РАЕН, Академик Евразийской Академии наук, Герой Труда Российской Федерации, один из основоположников профессиональной музыки Дагестана Кажлаев Мурад Магомедович.
Родился 15 января 1931 г., в семье врача, в городе Баку, окончил музыкальную школу им. Бюль – Бюля, затем, в 1955 г. Азербайджанскую Государственную консерваторию им. У. Гаджибекова (ныне – Бакинская музыкальная академия им. У. Гаджибекова) по классу композиции у Б.И. Зейдмана, по дирижированию стажировался у народного артиста СССР маэстро Ниязи.
В Баку из Дагестана приехал на гастроли композитор Готфрид Алиевич Гасанов. После концерта знаменитый земляк побывал в доме Кажлаевых. Он внимательно слушал музыку Мурада, после чего сам сел за инструмент и сыграл народные дагестанские мелодии пленительной красоты. «Они не тронуты», - сказал композитор, - нужны хорошие руки для этого. Мурад, вы должны заняться этими мелодиями. Поезжайте на родину отца, и сами услышите, поймете и полюбите необычайную красоту нашего края».
Уже на последних курсах консерватории молодой композитор создает произведения, свидетельствующие о сильной профессиональной технике и яркой одаренности автора «Романтическая сонатина», струнный квартет, симфоническая поэма «Памяти 28 героев –панфиловцев».
Именно тогда у Кажлаева пробудился горячий интерес к музыкальной культуре дагестанских народов. Со свойственной ему увлеченностью, он начинает записывать народные мелодии, знакомится с характерными инструментами горцев, с их самобытными танцами и песнями.
Все это не замедлило сказаться и на его творчестве: к окончанию консерватории Кажлаевым было написано крупное произведение, своим содержанием и музыкальным языком связанное с нашей республикой, - симфонические картины «Дагестан». Свою дипломную работу, первую симфонию Симфонические картины «Дагестан», молодой композитор посвятил земле предков. По окончании учёбы отправился на родину отца и дедов в Дагестан, поднимать профессиональную музыкальную культуру Республики.
В творческом багаже 24-летнего композитора помимо «Романтической сонатины», симфонических картин «Дагестан», было много новых произведений, в том числе – «Молодежный квартет», «Прелюдии для фортепиано».
Господствующее место в творчестве Кажлаева занимают различные жанры инструментальной музыки, от крупных произведений как симфонические картины «Дагестан», так и эстрадных миниатюр.
Открытие Союза композиторов Дагестана состоялось 29-го апреля 1955 г. в зале Дагестанской филармонии, Кажлаева приняли в Союз композиторов Дагестана.
Костяк Дагестанского отделения Союза Композиторов составили Наби Дагиров, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев и уже признанный композитор, лауреат Сталинской премии Готфрид Гасанов, которого младшие коллеги решили избрать своим председателем.
«Могучая кучка» развивала бурную концертную деятельность. На гастроли в Махачкалу приехал Азербайджанский Государственный симфонический оркестр под управлением Ниязи. Впервые в республике «живьем» зазвучали симфонические произведения Дагирова («Праздничная увертюра»), Агабабова «Дагестанская сюита»), Гасанова («Концерт») и Кажлаева («Дагестан»).
Переполненный зал Русского драматического театра рукоплескал авторам и исполнителями.
Дагестанские композиторы были полны решимости поднять музыкальную культуру республики на новую высоту, обогатить национальную мелодику симфоническим звучанием, показать безграничные возможности фольклора как источника вдохновения композитора.
Кажлаев искал, фантазировал, экспериментировал… И все больше чувствовал, что его композиторский путь лежит в сфере взаимопроникновения жанров, в сплаве джазовой «моторики» с симфоническим мышлением. Элементы этой жанровой диффузии были заметны уже в раннем сочинении Кажлаева «Романтической сонатине», выдержавшей затем несколько изданий. Со временем важное место в творчестве Кажлаева занял и третий элемент – фольклорный.
Кажлаевым написано большое количество произведений для фортепиано – «Вариации на лакскую тему», прелюдии, «Вариации на лезгинскую тему» более 30 детских пьес и др. для скрипки, флейты, альта, виолончели и других инструментов, баллада «Звезды счастья» на слова Зейнала Халила в переводе И.Оратовского, песни «Рыбаки», «Сторонники мира».
Особенно большое внимание в последние годы композитор уделяет эстрадному жанру, в котором работает с обычным увлечением и высокой требовательностью к себе. Кажлаев пишет произведения для самых разнообразных исполнительских составов, всегда с большой изобретательностью используя выразительные возможности каждого инструмента ансамбля. Здесь можно отметить его «Серенаду» для четырех тромбонов, пьесы для ансамбля скрипачей, «Вальс» для ансамбля электромузыкальных инструментов, «Концертную лезгинку», «Азербайджанский» и «Лезгинский» танцы «Вальс»
В 1957 г. Кажлаеву было предложено стать художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра Дагестанского радио, который ему же предстояло и создать.
Премьера оркестра состоялась на первом авторском концерте Мурада Кажлаева 21 марта 1957 г.
Успех был огромный. С программой «Дагестанская музыка» Кажлаев начал гастролировать и по стране, дирижируя разными оркестрами. Впервые зазвучала симфоническая музыка и в горах Дагестана.
«Это было поистине романтическое время, - вспоминал Кажлаев. Представьте себе большую сцену, расположенную среди гор, на огромной высоте, в одном из аулов. Полукругом расположились сотни слушателей, которые никогда не видели симфонического оркестра. Музыка сливается с шумом горных водопадов и журчанием рек…»
М. Кажлаев организовал фестиваль симфонической музыки «По горным дорогам». Во главе симфонического оркестра Дагестанского радио и телевидения, с лучшими певцами республики, он впервые в истории Дагестана отправился в горные районы.
В программу концертов входили произведения классиков русской музыки, а также дагестанских композиторов Г. Гасанова, М. Кажлаева, Н. Дагирова, А. Цурмилова, С. Агабабова. Они, как и певцы М. Гасанова, А. Гаджиев, Б. Ибрагимова, З. Джафарова, певшие на родных языках, представляли разные народы Дагестана, но были близки и понятны всем.
Заканчивались концерты выступлением местных музыкантов и певцов, у которых тоже было чему поучиться. Горцы любят и тонко понимают музыку, и концерты превращались в грандиозные пиршества искусств.
Особенно волнительными были заключительные концерты в Кумухе – на родине М. Кажлаева где он дирижировал с особым вдохновением, музыканты будто обрели второе дыхание, а певцы покоряли кумухцев лиричностью и проникновенностью. Это был триумф, и благодарные слушатели осыпали артистов букетами чудесной сирени и горных цветов.
Концерты симфонического оркестра в горах положили начало доброй традиции, еще раз подтвердившей правоту идеи о том, что искусство действительно должно принадлежать народу.
Особенно ярким событием для национальной культуры стал созданный М. Кажлаевым в 1965 г. вокально-инструментальный ансамбль «Гуниб» (позже известный как «Гая»), который многие годы пользовался необычайной популярностью. Ансамбль был немногочислен по составу – всего 13 участников, но это были универсалы эстрады. Каждый – и музыкант, и певец, и танцор.
Кажлаев продолжал активную творческую деятельность, писал новые произведения, в том числе – музыку к театральным спектаклям.
На Втором Всесоюзном съезде композиторов в Москве Т. Хренников в своем докладе назвал молодого композитора в числе представителей поколения, которое талантливо заявило о себе в симфонической музыке.
Музыка и песни Кажлаева с успехом звучали в концерте Первого фестиваля молодежи города Махачкалы. А летом он вновь отправился в Москву как член дагестанской делегации на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов. Представляя музыкальную культуру Дагестана, Кажлаев с интересом знакомился с музыкой всех континентов мира.
Тогда же состоялась и знаменательная встреча Мурада с французским композитором Мишелем Леграном. Он был так же молод, как и Кажлаев, но уже имел мировую славу и свой джазовый оркестр, с которым и приехал в Москву. Эта встреча помогла Кажлаеву, поддержав его творческие поиски в сфере джаза, который многие еще считали чужеродным жанром.
На Международном конкурсе молодых композиторов к предстоящему VII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене Мураду Кажлаеву были присуждены Золотая медаль и Диплом Первой степени в жанре «Танцевальная музыка» за «Концертную лезгинку». В Вене – столице вальса – по достоинству оценили дагестанский танец!
В апреле 1960 г. на первом съезде композиторов РСФСР М. Кажлаев был избран членом правления Союза Композиторов, а в концерте, посвященном открытию съезда, вместе с музыкой А. Новикова, Н. Жиганова, А. Хачатуряна, Г. Свиридова и других выдающихся мастеров исполнялись его произведения «Шествие» и «Лезгинка» из Симфонических картин «Дагестан».
Не заставило себя ждать и официальное признание. 25 мая 1960 г. М. Кажлаеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР: «За большие заслуги в развитии советского искусства и в связи с декадой дагестанского искусства и литературы в Москве».
Музыка Кажлаева становилась все более исполняемой, и не только в стране, но и за ее пределами. Юрий Силантьев, руководитель знаменитого эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения, включает ее в программы зарубежных гастролей своего оркестра.
На Пражском международном фестивале 1966 г. М. Кажлаев был удостоен Второй премии и стал лауреатом Государственного приза им. Ярослава Ежека, как самый популярный иностранный джазовый композитор. Этого же приза был удостоен великий «Сэчмо» Луи Армстронг, который незадолго до своей кончины посетил Прагу с концертами.
В 60-е годы талант М. Кажлаева раскрылся во всей полноте своего жанрового разнообразия. Творческий универсализм мастера находил выражение в симфонических произведениях, камерной инструментальной музыке, джазовых сочинениях, романсах, эстрадных песнях, музыке к кино и телефильмам, к театральным спектаклям. Массовыми тиражами издавались нотные сборники и грампластинки композитора.
Творчество композитора находило широкое признание, а его подвижничество на ниве культуры сделало М. Кажлаева влиятельным общественным деятелем. И уже никого не удивило, что в 1963 г. коллеги избрали его председателем Правления Союза композиторов Дагестана, а жители горных районов – своим депутатом в Верховном Совете Республики.
В 1967 году Кажлаев написал балет в трех действиях, по мотивам одноименной поэмы Р.Гамзатова «Горянка» Премьера состоялась 20 марта 1968 году в Академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова, балетмейстер О. Виноградов, дирижер Д. Далгат. Балета «Горянка» показывали в Самарканде (Узбекистан), в Варне (Болгария) 3 ноября 1973 г. –«Я делаю большой вдох и выдыхаю только в конце спектакля. Я доволен постановкой. В ней чувствуется специфика Варненского театра оперы и балета, нет подражания, а это главное. - вспоминает М.Кажлаев.
«Асият» новая редакция балета «Горянка», в двух действиях, семи картинах состоялась 14 июня 1984 году, балетмейстер О.Виноградов, дирижер Д.Далгат.
Композитору представилась возможность попробовать себя в новом амплуа – автора эстрадных песен. Вокальное произведение невозможно без творческого содружества композитора и поэта. В этом смысле Кажлаеву посчастливилось: его друг Расул Гамзатов был неисчерпаемой поэтической кладовой. Его мелодичные стихи прекрасно ложились на музыку.
Песни на стихи Гамзатова «Далалай», «У того окна», «Зов тамтамов», «Желтые листья», «Часто я вспоминаю» сразу вошли в репертуар «Гуниба» и стали своего рода визитной карточкой молодого эстрадного коллектива.
Ансамбль под руководством Кажлаева стал ярким культурным явлением, о чем свидетельствовали насыщенная гастрольная программа, записи на Всесоюзном радио. «Гуниб» получил признание у любителей эстрады и среди профессионалов, став лауреатом Всесоюзного конкурса мастеров эстрады.
В 1989 г. М. Кажлаев был избран руководителем и главным дирижером Академического Большого концертного оркестра им. Ю. Силантьева. На этом посту Кажлаев отдает много сил сохранению и развитию великих музыкальных традиций, активно пропагандирует отечественную музыку в стране и за рубежом.
В списках сочинений М. Кажлаева более 300 наименований, среди которых первая национальная симфония «Дагестан», первый национальный балет «Горянка», ревю «Миллион новобрачных», оперетта «Валида» (в честь супруги композитора), симфонические иллюстрации «Имам Шамиль» и др.
Наряду с многочисленными симфоническими, эстрадными и джазовыми произведениями, Кажлаев написал музыку к более чем 40 отечественным и зарубежным фильмам («Тучи покидают небо», «В горах мое сердце», «Иностранка», «Девочка на шаре», «Наш город у моря», «Тропа Гамзата», «Солнце над морем», «Кавказец родом из Цада», «Мой Дагестан», «Сестра музыканта», «Исполнение желаний», «Горянка», «Бархатный сезон», «Любовь моя, печаль моя», «Снежная свадьба», «Вы Петьку не видели?», «Чудак», «Кольцо старого шейха», «Пора красных яблок», «Загадка кубачинского браслета», «Расул Гамзатов. Четки лет», «Талисман любви» и др.) многочисленным балетным миниатюрам, музыку к театральным постановкам и цирку («Золушка», «Цовкра», «Коммунист», «Потерянное счастье», «Горская повесть», «Между ливнями», «Крепость в горах», «Чегири», «Леки» и др.).
Не однажды Мураду Кажлаеву доводилось представлять свою страну в жюри международных конкурсов «Золотой Орфей», «Сопот», «Братиславская лира», «Красная гвоздика».
С триумфальным успехом проходили авторские концерты Кажлаева во многих городах страны и за рубежом – от США до Японии. Особыми вехами в творчестве композитора и дирижера стало сотрудничество с великими Дюком Эллингтоном и Нино Рота. Последний писал: «Мурад Кажлаев – музыкант, которого я глубоко уважаю за его талант, корнями уходящий в родную почву, но который при этом превосходно пишет и оркеструет песни других народов».
Во многих странах выпущены грампластинки, диски и кассеты с музыкой выдающегося мастера.
Престижные награды, среди которых звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1960), Народного артиста РСФСР (1978), Народного артиста СССР (1981), лауреата Республиканской премии Дагестанской АССР (1967), лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1970), лауреата Государственной премии Республики Дагестан (1997), Гран-При международных фестивалей, сопровождают всю его творческую жизнь.
Произведения М. Кажлаева, неоднократно отмеченные международными премиями, исполняются во многих странах. Способный пианист и одаренный дирижёр, М. Кажлаев 20 лет возглавлял Академический Большой концертный оркестр им. Юрия Силантьева.
В 2008 году создал в Дагестане Республиканскую школу искусств для особо одарённых детей, которой руководит по настоящее время. Школа носит его имя.
За заслуги в области развития музыкальной культуры России М. Кажлаев награжден самыми высокими орденами страны и Дагестана, удостоен титулов профессора и Академика РАЕН. Академик Евразийской Академии наук, ныне он Герой труда Российской Федерации.
В списке его сочинений более 400 названий, среди которых: симфония «Дагестан», концерт для джаз-оркестра «Африканский», балеты «Горянка», «Любовь моя, печаль моя», «Имам Шамиль», мюзиклы «Валида», «Земля и небо», ревю «Миллион новобрачных», увертюры, песни, романсы, музыка к спектаклям, цирковым представлениям, произведения для детей.
Мастер популярной и джазовой музыки, М. Кажлаев – автор музыки к 42 кинофильмам, выпущено 25 CD – дисков, изданных в России, ФРГ, США, Италии.
НАГРАДЫ
Международный конкурс молодых композиторов к 7-му Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене (1959, «Золотая медаль» и диплом первой степени) - за "Концертную лезгинку".
3-й Международный фестиваль джазовой музыки в Праге (1966, 2-я премия и специальная приз им. Ярослава Ежика).
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1970) — за балет «Горянка», поставленный на сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова.
Государственная премия Дагестанской АССР (1967).
Государственная премия Республики Дагестан (1997).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008).
Орден «За заслуги перед Республикой Дагестан» (2011).
Почетное звание и знак «Рыцарь науки и искусства» (2006, награда РАЕН).
Орден Дружбы (2014) — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности, защите прав и интересов граждан, многолетнюю добросовестную работу и активную законотворческую деятельность
Орден «Дружба» (Азербайджан, 2016)
Герой Труда Российской Федерации (2021)