19 сентября на сцене Летней эстрады Дагестанской государственной филармонии состоялся концерт, посвящённый 155-летию со дня рождения выдающегося народного дагестанского поэта Сулеймана Стальского.
25 сентября в Республиканской школе искусств Мурада Кажлаева для особо одарённых детей прошёл концерт и мастер-класс японской пианистки Аоки Ая, которая прибыла в Дагестан в составе участников Международного научно-практического форума «Проблемы традиционной художественной культуры горских народов», проведённого Российским институтом истории искусств (г.Санкт-Петербург) совместно с Дагестанским педагогическим университетом.
Аоки Ая является аспиранткой Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского, ранее окончившей фортепианный факультет. Открывая концерт, она рассказала о себе и японских композиторах, музыка которых прозвучит в программе, а также отметила, что композитор Митио Мамия был знаком с Мурадом Кажлаевым, и даже приезжал в Дагестан.
Программа концерта, включавшая произведения японских композиторов, наглядно отразила идею представить национальное своеобразие музыки разных национальных школ. «Мазурки» Шопена с их яркой жанровой характерностью польского танца, «Фантазия» Скрябина с её насыщенной фактурой, выразительной мелодикой широкого дыхания и почти оркестровой мощью звучания фортепиано (типичного русскому стилю), театрально-красочные, с дагестанскими интонациями «Драматические прелюдии» Кажлаева, и Прелюдия и фуга Шостаковича, тематизм которых интонационно связан с русской песенностью, показали разнообразие и общность европейской музыкальной традиции, своеобразие русской школы.
Ярким контрастом и особо любопытной частью программы были сочинения японских композиторов. Аоки Ая исполнила пьесы Такэмицу «Литания» и «Эскиз дождевого дерева», а также «Три прелюдии» Митио Мамия – «Дети на закате», «День танца оленей», «Колыбельная в тенистом переулке». Настоящим открытием для слушателей стала очевидная концептуальная разница содержания и выразительных средств этих произведений. Отсутствие привычной для нас мелодии как содержательной основы, звуковое письмо сонорной техники с её экспрессией и таинственным колоритом аккордовых красок, игрой регистров и нюансов звукоизвлечения, производят особое воздействие: слушатель погружается в эмоциональное состояние созерцающего реальное событие автора, мир эмоций которого имеет совершенно иную природу, нежели человек европейской культуры.
Концертная программа завершилась продолжительными аплодисментами и поздравлениями от руководства и педагогов школы, гостей - участников Международного научно-практического форума «Проблемы традиционной художественной культуры горских народов», коллег Аоки Ая. Последние выразили благодарность за приглашение посетить школу, и поддержали предложение участвовать в обменных творческих проектах школы Мурада Кажлаева и музыкальных учреждений Северной Осетии, которую на форуме представляла руководитель «Фонда культуры имени Бориса Галати» Лиана Гаглойтэ. Ею в библиотеку школы были переданы книга о первом осетинском композиторе и ноты с его произведениями.
В работе мастер класса приняли участие ученики школы – Рамазанов Адам (класс преп. Д.М.Салиховой) и Магомедова Набисат (класс преп. М.М.Рамазановой).
Завершился концертный вечер экскурсией гостей в Музей музыкальной культуры и Мемориальный кабинет М.Кажлаева.
Информация об изменении страницы: 27.09.2024 12:05:49, Админ Администратор