Мурад Кажлаев
КАЖЛАЕВ МУРАД МАГОМЕДОВИЧ
Народный артист СССР, композитор, дирижёр, пианист и педагог, профессор, Академик РАЕН, Академик Евразийской Академии наук, Герой Труда Российской Федерации, один из основоположников профессиональной музыки Дагестана Кажлаев Мурад Магомедович.
Родился 15 января 1931 г., в семье врача, в городе Баку, окончил музыкальную школу им. Бюль – Бюля, затем, в 1955 г. Азербайджанскую Государственную консерваторию им. У. Гаджибекова (ныне – Бакинская музыкальная академия им. У. Гаджибекова) по классу композиции у Б.И. Зейдмана, по дирижированию стажировался у народного артиста СССР маэстро Ниязи.
В Баку из Дагестана приехал на гастроли композитор Готфрид Алиевич Гасанов. После концерта знаменитый земляк побывал в доме Кажлаевых. Он внимательно слушал музыку Мурада, после чего сам сел за инструмент и сыграл народные дагестанские мелодии пленительной красоты. «Они не тронуты», - сказал композитор, - нужны хорошие руки для этого. Мурад, вы должны заняться этими мелодиями. Поезжайте на родину отца, и сами услышите, поймете и полюбите необычайную красоту нашего края».
Уже на последних курсах консерватории молодой композитор создает произведения, свидетельствующие о сильной профессиональной технике и яркой одаренности автора «Романтическая сонатина», струнный квартет, симфоническая поэма «Памяти 28 героев –панфиловцев».
Именно тогда у Кажлаева пробудился горячий интерес к музыкальной культуре дагестанских народов. Со свойственной ему увлеченностью, он начинает записывать народные мелодии, знакомится с характерными инструментами горцев, с их самобытными танцами и песнями.
Все это не замедлило сказаться и на его творчестве: к окончанию консерватории Кажлаевым было написано крупное произведение, своим содержанием и музыкальным языком связанное с нашей республикой, - симфонические картины «Дагестан». Свою дипломную работу, первую симфонию Симфонические картины «Дагестан», молодой композитор посвятил земле предков. По окончании учёбы отправился на родину отца и дедов в Дагестан, поднимать профессиональную музыкальную культуру Республики.
В творческом багаже 24-летнего композитора помимо «Романтической сонатины», симфонических картин «Дагестан», было много новых произведений, в том числе – «Молодежный квартет», «Прелюдии для фортепиано».
Господствующее место в творчестве Кажлаева занимают различные жанры инструментальной музыки, от крупных произведений как симфонические картины «Дагестан», так и эстрадных миниатюр.
Открытие Союза композиторов Дагестана состоялось 29-го апреля 1955 г. в зале Дагестанской филармонии, Кажлаева приняли в Союз композиторов Дагестана.
Костяк Дагестанского отделения Союза Композиторов составили Наби Дагиров, Сергей Агабабов, Мурад Кажлаев и уже признанный композитор, лауреат Сталинской премии Готфрид Гасанов, которого младшие коллеги решили избрать своим председателем.
«Могучая кучка» развивала бурную концертную деятельность. На гастроли в Махачкалу приехал Азербайджанский Государственный симфонический оркестр под управлением Ниязи. Впервые в республике «живьем» зазвучали симфонические произведения Дагирова («Праздничная увертюра»), Агабабова «Дагестанская сюита»), Гасанова («Концерт») и Кажлаева («Дагестан»).
Переполненный зал Русского драматического театра рукоплескал авторам и исполнителями.
Дагестанские композиторы были полны решимости поднять музыкальную культуру республики на новую высоту, обогатить национальную мелодику симфоническим звучанием, показать безграничные возможности фольклора как источника вдохновения композитора.
Кажлаев искал, фантазировал, экспериментировал… И все больше чувствовал, что его композиторский путь лежит в сфере взаимопроникновения жанров, в сплаве джазовой «моторики» с симфоническим мышлением. Элементы этой жанровой диффузии были заметны уже в раннем сочинении Кажлаева «Романтической сонатине», выдержавшей затем несколько изданий. Со временем важное место в творчестве Кажлаева занял и третий элемент – фольклорный.
Кажлаевым написано большое количество произведений для фортепиано – «Вариации на лакскую тему», прелюдии, «Вариации на лезгинскую тему» более 30 детских пьес и др. для скрипки, флейты, альта, виолончели и других инструментов, баллада «Звезды счастья» на слова Зейнала Халила в переводе И.Оратовского, песни «Рыбаки», «Сторонники мира».
Особенно большое внимание в последние годы композитор уделяет эстрадному жанру, в котором работает с обычным увлечением и высокой требовательностью к себе. Кажлаев пишет произведения для самых разнообразных исполнительских составов, всегда с большой изобретательностью используя выразительные возможности каждого инструмента ансамбля. Здесь можно отметить его «Серенаду» для четырех тромбонов, пьесы для ансамбля скрипачей, «Вальс» для ансамбля электромузыкальных инструментов, «Концертную лезгинку», «Азербайджанский» и «Лезгинский» танцы «Вальс»
В 1957 г. Кажлаеву было предложено стать художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра Дагестанского радио, который ему же предстояло и создать.
Премьера оркестра состоялась на первом авторском концерте Мурада Кажлаева 21 марта 1957 г.
Успех был огромный. С программой «Дагестанская музыка» Кажлаев начал гастролировать и по стране, дирижируя разными оркестрами. Впервые зазвучала симфоническая музыка и в горах Дагестана.
«Это было поистине романтическое время, - вспоминал Кажлаев. Представьте себе большую сцену, расположенную среди гор, на огромной высоте, в одном из аулов. Полукругом расположились сотни слушателей, которые никогда не видели симфонического оркестра. Музыка сливается с шумом горных водопадов и журчанием рек…»
М. Кажлаев организовал фестиваль симфонической музыки «По горным дорогам». Во главе симфонического оркестра Дагестанского радио и телевидения, с лучшими певцами республики, он впервые в истории Дагестана отправился в горные районы.
В программу концертов входили произведения классиков русской музыки, а также дагестанских композиторов Г. Гасанова, М. Кажлаева, Н. Дагирова, А. Цурмилова, С. Агабабова. Они, как и певцы М. Гасанова, А. Гаджиев, Б. Ибрагимова, З. Джафарова, певшие на родных языках, представляли разные народы Дагестана, но были близки и понятны всем.
Заканчивались концерты выступлением местных музыкантов и певцов, у которых тоже было чему поучиться. Горцы любят и тонко понимают музыку, и концерты превращались в грандиозные пиршества искусств.
Особенно волнительными были заключительные концерты в Кумухе – на родине М. Кажлаева где он дирижировал с особым вдохновением, музыканты будто обрели второе дыхание, а певцы покоряли кумухцев лиричностью и проникновенностью. Это был триумф, и благодарные слушатели осыпали артистов букетами чудесной сирени и горных цветов.
Концерты симфонического оркестра в горах положили начало доброй традиции, еще раз подтвердившей правоту идеи о том, что искусство действительно должно принадлежать народу.
Особенно ярким событием для национальной культуры стал созданный М. Кажлаевым в 1965 г. вокально-инструментальный ансамбль «Гуниб» (позже известный как «Гая»), который многие годы пользовался необычайной популярностью. Ансамбль был немногочислен по составу – всего 13 участников, но это были универсалы эстрады. Каждый – и музыкант, и певец, и танцор.
Кажлаев продолжал активную творческую деятельность, писал новые произведения, в том числе – музыку к театральным спектаклям.
На Втором Всесоюзном съезде композиторов в Москве Т. Хренников в своем докладе назвал молодого композитора в числе представителей поколения, которое талантливо заявило о себе в симфонической музыке.
Музыка и песни Кажлаева с успехом звучали в концерте Первого фестиваля молодежи города Махачкалы. А летом он вновь отправился в Москву как член дагестанской делегации на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов. Представляя музыкальную культуру Дагестана, Кажлаев с интересом знакомился с музыкой всех континентов мира.
Тогда же состоялась и знаменательная встреча Мурада с французским композитором Мишелем Леграном. Он был так же молод, как и Кажлаев, но уже имел мировую славу и свой джазовый оркестр, с которым и приехал в Москву. Эта встреча помогла Кажлаеву, поддержав его творческие поиски в сфере джаза, который многие еще считали чужеродным жанром.
На Международном конкурсе молодых композиторов к предстоящему VII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене Мураду Кажлаеву были присуждены Золотая медаль и Диплом Первой степени в жанре «Танцевальная музыка» за «Концертную лезгинку». В Вене – столице вальса – по достоинству оценили дагестанский танец!
В апреле 1960 г. на первом съезде композиторов РСФСР М. Кажлаев был избран членом правления Союза Композиторов, а в концерте, посвященном открытию съезда, вместе с музыкой А. Новикова, Н. Жиганова, А. Хачатуряна, Г. Свиридова и других выдающихся мастеров исполнялись его произведения «Шествие» и «Лезгинка» из Симфонических картин «Дагестан».
Не заставило себя ждать и официальное признание. 25 мая 1960 г. М. Кажлаеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР: «За большие заслуги в развитии советского искусства и в связи с декадой дагестанского искусства и литературы в Москве».
Музыка Кажлаева становилась все более исполняемой, и не только в стране, но и за ее пределами. Юрий Силантьев, руководитель знаменитого эстрадного оркестра Всесоюзного радио и телевидения, включает ее в программы зарубежных гастролей своего оркестра.
На Пражском международном фестивале 1966 г. М. Кажлаев был удостоен Второй премии и стал лауреатом Государственного приза им. Ярослава Ежека, как самый популярный иностранный джазовый композитор. Этого же приза был удостоен великий «Сэчмо» Луи Армстронг, который незадолго до своей кончины посетил Прагу с концертами.
В 60-е годы талант М. Кажлаева раскрылся во всей полноте своего жанрового разнообразия. Творческий универсализм мастера находил выражение в симфонических произведениях, камерной инструментальной музыке, джазовых сочинениях, романсах, эстрадных песнях, музыке к кино и телефильмам, к театральным спектаклям. Массовыми тиражами издавались нотные сборники и грампластинки композитора.
Творчество композитора находило широкое признание, а его подвижничество на ниве культуры сделало М. Кажлаева влиятельным общественным деятелем. И уже никого не удивило, что в 1963 г. коллеги избрали его председателем Правления Союза композиторов Дагестана, а жители горных районов – своим депутатом в Верховном Совете Республики.
В 1967 году Кажлаев написал балет в трех действиях, по мотивам одноименной поэмы Р.Гамзатова «Горянка» Премьера состоялась 20 марта 1968 году в Академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова, балетмейстер О. Виноградов, дирижер Д. Далгат. Балета «Горянка» показывали в Самарканде (Узбекистан), в Варне (Болгария) 3 ноября 1973 г. –«Я делаю большой вдох и выдыхаю только в конце спектакля. Я доволен постановкой. В ней чувствуется специфика Варненского театра оперы и балета, нет подражания, а это главное. - вспоминает М.Кажлаев.
«Асият» новая редакция балета «Горянка», в двух действиях, семи картинах состоялась 14 июня 1984 году, балетмейстер О.Виноградов, дирижер Д.Далгат.
Композитору представилась возможность попробовать себя в новом амплуа – автора эстрадных песен. Вокальное произведение невозможно без творческого содружества композитора и поэта. В этом смысле Кажлаеву посчастливилось: его друг Расул Гамзатов был неисчерпаемой поэтической кладовой. Его мелодичные стихи прекрасно ложились на музыку.
Песни на стихи Гамзатова «Далалай», «У того окна», «Зов тамтамов», «Желтые листья», «Часто я вспоминаю» сразу вошли в репертуар «Гуниба» и стали своего рода визитной карточкой молодого эстрадного коллектива.
Ансамбль под руководством Кажлаева стал ярким культурным явлением, о чем свидетельствовали насыщенная гастрольная программа, записи на Всесоюзном радио. «Гуниб» получил признание у любителей эстрады и среди профессионалов, став лауреатом Всесоюзного конкурса мастеров эстрады.
В 1989 г. М. Кажлаев был избран руководителем и главным дирижером Академического Большого концертного оркестра им. Ю. Силантьева. На этом посту Кажлаев отдает много сил сохранению и развитию великих музыкальных традиций, активно пропагандирует отечественную музыку в стране и за рубежом.
В списках сочинений М. Кажлаева более 300 наименований, среди которых первая национальная симфония «Дагестан», первый национальный балет «Горянка», ревю «Миллион новобрачных», оперетта «Валида» (в честь супруги композитора), симфонические иллюстрации «Имам Шамиль» и др.
Наряду с многочисленными симфоническими, эстрадными и джазовыми произведениями, Кажлаев написал музыку к более чем 40 отечественным и зарубежным фильмам («Тучи покидают небо», «В горах мое сердце», «Иностранка», «Девочка на шаре», «Наш город у моря», «Тропа Гамзата», «Солнце над морем», «Кавказец родом из Цада», «Мой Дагестан», «Сестра музыканта», «Исполнение желаний», «Горянка», «Бархатный сезон», «Любовь моя, печаль моя», «Снежная свадьба», «Вы Петьку не видели?», «Чудак», «Кольцо старого шейха», «Пора красных яблок», «Загадка кубачинского браслета», «Расул Гамзатов. Четки лет», «Талисман любви» и др.) многочисленным балетным миниатюрам, музыку к театральным постановкам и цирку («Золушка», «Цовкра», «Коммунист», «Потерянное счастье», «Горская повесть», «Между ливнями», «Крепость в горах», «Чегири», «Леки» и др.).
Не однажды Мураду Кажлаеву доводилось представлять свою страну в жюри международных конкурсов «Золотой Орфей», «Сопот», «Братиславская лира», «Красная гвоздика».
С триумфальным успехом проходили авторские концерты Кажлаева во многих городах страны и за рубежом – от США до Японии. Особыми вехами в творчестве композитора и дирижера стало сотрудничество с великими Дюком Эллингтоном и Нино Рота. Последний писал: «Мурад Кажлаев – музыкант, которого я глубоко уважаю за его талант, корнями уходящий в родную почву, но который при этом превосходно пишет и оркеструет песни других народов».
Во многих странах выпущены грампластинки, диски и кассеты с музыкой выдающегося мастера.
Престижные награды, среди которых звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1960), Народного артиста РСФСР (1978), Народного артиста СССР (1981), лауреата Республиканской премии Дагестанской АССР (1967), лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1970), лауреата Государственной премии Республики Дагестан (1997), Гран-При международных фестивалей, сопровождают всю его творческую жизнь.
Произведения М. Кажлаева, неоднократно отмеченные международными премиями, исполняются во многих странах. Способный пианист и одаренный дирижёр, М. Кажлаев 20 лет возглавлял Академический Большой концертный оркестр им. Юрия Силантьева.
В 2008 году создал в Дагестане Республиканскую школу искусств для особо одарённых детей, которой руководит по настоящее время. Школа носит его имя.
За заслуги в области развития музыкальной культуры России М. Кажлаев награжден самыми высокими орденами страны и Дагестана, удостоен титулов профессора и Академика РАЕН. Академик Евразийской Академии наук, ныне он Герой труда Российской Федерации.
В списке его сочинений более 400 названий, среди которых: симфония «Дагестан», концерт для джаз-оркестра «Африканский», балеты «Горянка», «Любовь моя, печаль моя», «Имам Шамиль», мюзиклы «Валида», «Земля и небо», ревю «Миллион новобрачных», увертюры, песни, романсы, музыка к спектаклям, цирковым представлениям, произведения для детей.
Мастер популярной и джазовой музыки, М. Кажлаев – автор музыки к 42 кинофильмам, выпущено 25 CD – дисков, изданных в России, ФРГ, США, Италии.
НАГРАДЫ
Международный конкурс молодых композиторов к 7-му Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене (1959, «Золотая медаль» и диплом первой степени) - за "Концертную лезгинку".
3-й Международный фестиваль джазовой музыки в Праге (1966, 2-я премия и специальная приз им. Ярослава Ежика).
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1970) — за балет «Горянка», поставленный на сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова.
Государственная премия Дагестанской АССР (1967).
Государственная премия Республики Дагестан (1997).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008).
Орден «За заслуги перед Республикой Дагестан» (2011).
Почетное звание и знак «Рыцарь науки и искусства» (2006, награда РАЕН).
Орден Дружбы (2014) — за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности, защите прав и интересов граждан, многолетнюю добросовестную работу и активную законотворческую деятельность
Орден «Дружба» (Азербайджан, 2016)
Герой Труда Российской Федерации (2021)