Russian
Azerbaijani
English
Japanese
Turkish

Родителям

«Это не кружок»: 5 выводов об учебе ребенка в музыкаль­ной школе, которые мы сде­лали

Опыт родителя.

Родитель

наслаждается игрой дочери на флейте

В мае я поздравил семилетнюю дочь с окончанием первого класса музыкальной школы. А заодно — и свою жену.

На ее долю тоже выпало это увлекательное бремя. Не преувеличу, если скажу, что она училась не меньше дочери.

Прежде в нашей семье ни у кого не было опыта учебы в музыкальных образовательных учреждениях, и это осложняло ситуацию. За этот год мы многое узнали, поэтому я решил поделиться опытом. Надеюсь, материал будет полезен родителям, которые раздумывают о поступлении ребенка в музыкальную школу.

ВЫВОД № 1

В музыкальной школе предстоит много трудиться

Важно понимать, что музыкальная школа — это не кружок, а образовательное учреждение.

Там есть следующие отделения:

  • фортепианное;
  • вокальное;
  • отделение акустической и электрогитары, и бас гитары;
  • отделение духовых и ударных инструментов;
  • класс скрипки;
  • хореографическое отделение.
  • отделение изобразительного искусства

Но могут быть и другие. Например, в некоторых школах обучают эстрадному вокалу.

Частота занятий во многом зависит от нагрузки. Например, дочь в первом классе посещала музыкальную школу три раза в неделю: в выходной. Как правило, это была суббота. В эти три посещения укладывались два урока игры на флейте, по одному уроку сольфеджио, слушания музыки и хорового пения. Сольфеджио преподавали по утвержденной программе. Педагог, который учил игре на инструменте, выстраивал занятия в соответствии с тем, как ребенок все усваивал.

Полученные знания дети закрепляют обязательными домашними заданиями. Из личных разговоров с преподавателями мне стало очевидно, что с каждым годом родители менее серьезно относятся к их выполнению. Среди главных причин — иллюзия, что учеба в музыкальной школе — это факультатив. Сначала мы тоже так ее воспринимали, но скоро поняли, что нужно серьезно трудиться.

Для проверки знаний ученики пишут контрольные работы. Преподаватели следят за успеваемостью и по итогам принимают решение о переводе в следующий класс.

ВЫВОД № 2

Выбор инструмента должен быть сознательным

Навязывание родительских предпочтений, вероятно, выйдет боком. Не рискуйте, так как в этом случае однажды ребенок может внезапно отказаться ходить в школу, окончательно утратив интерес. Будет особенно обидно, если бросит после нескольких лет занятий.

Необходим сознательный выбор. Тогда ребенок будет знать, что сам принял решение учиться игре на скрипке, гитаре, или другом инструменте. Чтобы с этим помочь, постарайтесь понять, что по душе ребенку, к чему он тянется. Для этого вы можете рассказать, какие есть варианты, предложить сходить на любительский концерт.

Важно интересоваться ребенком. Это значит не только слушать, что он говорит, но и слышать. Задавать вопросы о том, что он увидел и узнал. Тогда это будет личный выбор, не навязанный извне взрослым человеком.

Мы впервые привели дочь в музыкалку в пять лет. Решили так: покажем и по реакции поймем, интересно ей или нет. На протяжении года два раза в неделю дочь с удовольствием посещала обязательные занятия — хоровое пение.

Мы видели ее интерес, и дочь решила, что будет учиться игре на флейте. Флейта так флейта. Не скрою, мы часто разговаривали об этом инструменте, показывали видео выступлений и, наверное, сами к нему склонялись. Но если бы, к примеру, выбор дочери пал на фагот или трубу, мы бы однозначно не стали переубеждать.

После итогового прослушивания, на котором определяют способности к изучению музыки и наличие музыкального слуха, дочь приняли в первый класс отделения духовых и ударных инструментов.

Изначально дочь выбирала между фортепиано, скрипкой и флейтой. Полностью довольна своим выбором. Уже выступает на концертах в музыкальной школе

 

 

 

ВЫВОД № 3

Хорошие инструменты стоят приличных денег

Не предполагал, что уже на второй месяц учебы придется приобрести полупрофессиональную флейту. Сначала нам сказали, что в первом классе для учебы понадобится блокфлейта. Это простой вариант инструмента, который легко найти даже за 500—1000 ₽. С его помощью можно понять способность к игре и желание.

Мы думали, что как минимум в первое время блокфлейты будет достаточно, но очень скоро она выполнила свою функцию и оказалась без надобности. Хорошая флейта стоила от 300 000 ₽. Мы доверились преподавателю, считавшему, что это необходимо, и приобрели инструмент.

В школе для инструменталистов обязателен дополнительный инструмент –фортепиано. Нужно приобрести тоже, как и основной инструмент, для выполнения домашнего задания.

 

ВЫВОД № 4

Ребенку будет сложно без поддержки родителей

Мы думали, что будем подвозить дочку до школы и забирать после занятий. Но оказалось, с игрой на инструменте так не получится. Лучше, если родитель садится рядом и вникает в процесс. В противном случае практика дома не приведет к желаемому результату — по крайней мере, в начальном классе.

Сольфеджио, напротив, проходит без родителей. На этих уроках дети получают теоретические знания, связанные с музыкальной грамотой, развивают слух и память, вокальную интонацию и чувство ритма, пишут музыкальные диктанты. По предмету задают домашние задания, которые уже через пару месяцев перестают казаться детскими.

Если ребенок отвлекся или был невнимателен в школе, дома возникнут сложности. Без поддержки взрослых предмет не освоить, поэтому втягивайтесь в процесс: читайте, узнавайте, объясняйте. Жена много и часто гуглила незнакомые темы.

Дочь не хотела посещать сольфеджио, потому что предмет сложный, а учитель требовательный. Тем не менее делала домашние задания без особого принуждения, хотя и без слез не обходилось. Это, наверное, особенности характера ребенка: она не может прийти на урок неподготовленной. Да и строгость педагога тоже сыграла свою роль. Есть ощущение, что дочь банально побаивалась не выполнить домашнюю работу.

ВЫВОД № 5

Лучше играть каждый день понемногу, чем редко и подолгу

В первом классе рекомендуют заниматься не менее 30 минут в день и не допускать больших перерывов. Предпочтительнее каждый день по полчаса, чем два-три раза в неделю по полтора, а то и два. Лучше меньше, да лучше — мысль очевидная.

Хотя нередко продолжительность занятий определяется чертами характера и интересом самого ученика. Если заставлять заниматься сверх того, что способна выдержать нервная система ребенка, в скором времени интерес пропадет. Очевидно: если устал — необходим отдых. Насилие над собой в этом возрасте неуместно.

Дочь каждый день практикуется в игре на флейте. Заставлять не приходится, скорее напоминать.

Итоги

Подводя итог учебного года, отметил, что результат превзошел ожидания. Я думал, что дочь научится играть несложные мелодии уровня первого класса. А она уже во втором полугодии исполняла композиции из программы третьего класса — например «Хоровод» Бакланова. Два раза выступала на школьных концертах. На  конкурсе стала лауреатом первой степени в своем классе.

Считаю, нам повезло с преподавателем. Читать ноты дочь научилась раньше, чем слова. Она не отбывает урок, а с интересом слушает педагога и практикуется. Предполагаю, что важную роль сыграла и личная вовлеченность жены в процесс, ее искренний интерес.

Летом мы продолжаем занятия на частной основе. Преподаватель работает с дочерью над качеством звучания нот. Играть ребенку нравится, а еще больше нравится играть для кого-то. «Папа, послушай этот этюд» — слушаю и понимаю, что счастлив.

 

Яндекс.Метрика